Важное значение в вопросе иммиграции, влияющее на предвзятое отношение, имеют и культурные отличия. В Индии по-прежнему сохраняются принципы кастовой системы – социальной иерархии, разделяющей людей по рождению на группы.
Джозеф, студент-медик из Южной Индии, объясняет, что в индуизме традиционно выделяют четыре основные касты:
брахманов – жрецов и учителей;
кшатриев – воинов и правителей;
вайшьев – торговцев и предпринимателей;
шудр – представителей рабочего класса и сферы обслуживания.
Он подчеркивает, что формально кастовая принадлежность не должна играть роли за пределами Индии, поскольку в других странах действуют законы, запрещающие дискриминацию по этому признаку. Тем не менее, добавляет Джозеф, социальные установки могут сохраняться даже в индийских общинах таких стран, как Грузия. Но большее значение в иммиграции имеет экономический фактор:
«Многие студенты, приезжающие за границу, – из семей, которые могут себе это позволить. У них есть финансовая и социальная поддержка. А те, кто работает на низкооплачиваемых работах, чаще всего приезжают, чтобы поддержать свои семьи. Это не про касту, а про социальный класс, про уровень дохода и доступ к возможностям».
На практике сам переезд в Грузию, по словам Джозефа, не вызывает больших сложностей:
«Оформить визу в Грузию из Индии довольно легко. Есть электронная система, все можно сделать онлайн – нужен только паспорт, фото, подтверждение проживания и обратный билет. Виза стоит около 35-40 долларов, и все занимает примерно пять рабочих дней. Если планируешь остаться дольше, например учиться, – процесс чуть отличается, но тоже понятен».
Что касается здравоохранения, Джозеф говорит прямо:
«Государственная медицина здесь доступна гражданам и резидентам, но многие предпочитают частную страховку – она быстрее и качественнее. В сравнении с Индией, особенно в частном секторе, медицинские услуги в Грузии могут быть дороже. В Индии базовые медуслуги дешевле, но сильно зависят от конкретной клиники. В целом, медицина здесь доступна, хотя в Индии дешевле».
Джозеф также отмечает, что теплота со стороны местных жителей помогает преодолеть культурный барьер:
«Сначала я знал только “гамарджоба”, “мадлоба”, “бодиши”. Сейчас уже понимаю язык и немного говорю. Люди помогали. Хозяйка квартиры и ее семья относятся ко мне как к родственнику – зовут на праздники, угощают, заботятся. Грузины – очень добрые люди».