ХАТИА ХАСАИА
«Иные причины»
Почему Грузия закрылась от Северного Кавказа
Все имена, упомянутые в статье, изменены
Доступ к российским базам данных
ИСТОРИЯ 1
Сандро родился в Сухуми. Из-за войны 90-х вместе с семьей был вынужден покинуть страну и перебраться в Россию. В последний раз в Грузии был в 1996-м. После событий в Украине находиться в России для него «стало непозволительно». Сандро перебрался в Батуми, но по прилету «столкнулся со странным отношением своих соотечественников».
Во-первых, всех мужчин с рейса, у которых была какая-то растительность на лице, в частности борода, просто завели в какой-то кабинет. Мы подходим к пограничному контролю, и они путем внешнего осмотра просто выбирают, кого отправить в кабинет. Причем на двери кабинета написано «PCR-тест». Я подумал, что это как-то связано с ковидом, подготовил документы. Но оказалось, что привели нас на допрос, в ходе которого у меня спрашивали, кто я такой, откуда, где родился, на сколько приехал и когда собираюсь уезжать. Причем, это был не пограничник – сам погранконтроль был дальше. То есть это была какая-то спецслужба, выяснявшая обстоятельства. Я видел, как он записывает от руки все, что я говорю, в свой блокнотик, и параллельно фотографирует мои документы и отправляет их куда-то на проверку. После этого ему, вероятно, пришла отписка о том, что все сказанное мной – правда. И меня отпустили.
Сандро
Но Сандро смутила одна деталь – его спросили о рабочем месте, которое он пограничнику не называл. Это, по его словам, непубличная информация, хранящаяся в российских базах.
Я юрист и знаю, что информация о рабочих местах в заключенных трудовых договорах и отчислениях – не публична. Можно получить информацию из какой-то купленной базы данных, которую слили незаконным путем. Либо у них есть прямой выход на эти базы. Во-вторых, я не могу утверждать, возможно, мне показалось, что человек сказал «ага, ну это категория запаса». Это к вопросу моей воинской службы. Я не служил в России, но тем не менее, у меня категория запаса есть. Но еще больше меня удивило другое. Я говорю человеку, что родился в Сухуми, показываю паспорт, и через секунду меня спрашивают: «А в Грузии когда-нибудь был?». Не знаю, то ли это была какая-то проверка на дебила… Но я объяснил человеку, что считаю, что Сухуми – это и есть Грузия.
Сандро
О похожем опыте одно за другим сообщения стали появляться в группе «Иные причины». Именно там люди самостоятельно пытаются разобраться, что происходит на границе с Грузией. Они делятся своим удачным и неудачным опытом, и все как один утверждают: дело не в бороде, а в месте рождения.
«У меня сегодня на границе грузинской задавали вопросы, чеченец я или ингуш. Хотели не пустить. Но я не тот и не другой, что им и доказал. В итоге пустили».
Аноним
«Иные причины»
«Похоже, есть установка не пропускать до 80% уроженцев Северного Кавказа».
Аноним
«Иные причины»
«Вам повезло. Нашу компанию всю отправили в 222 кабинет, кроме русской девушки, которая родилась в Ставропольском крае. Вопросы задавали традиционные, такие же, как и всем. Сфотографировали, забрали паспорта, но минут через 20-30 вернули с разрешением на проезд».
Аноним
«Иные причины»
«Нас развернули, мы чеченцы, никаких причин не называют, просто впустую потерянные часа четыре на этой границе. Был дагестанец еще с семьей, жена и дети, тоже отказ. Короче, что-то неровно они дышат именно к мусульманам с Северного Кавказа, по статистике говорю, исходя из проведенных там нескольких часов».
Аноним
«Иные причины»
На погранпункте «Казбеги-Верхний Ларс», по утверждениям респондентов, и вовсе появился 222 кабинет «для Северного Кавказа и всех мусульман». В этот кабинет попадают люди нескольких категорий:
Если ты одет по нормам ислама
Если серия автомобиля соответствует республикам Северного Кавказа
Если по внешним признакам ты похож на кавказца, несмотря на московские номера
Если не похож на кавказца, им и не являешься, но у тебя в паспорте местом рождения указана любая северокавказская республика
ОТКАЗ С ТРУДОВЫМ ДОГОВОРОМ
ИСТОРИЯ 2
Темир работает в Грузии уже пятый год. На границе «Казбеги-Верхний Ларс» он уже знает всех, знают и его. Но когда он в очередной раз выехал за семьей в Дагестан, заехать обратно уже не смог.
Мне задали стандартные вопросы, я ответил, что уже давно работаю в Грузии, даже оригинал трудового договора был с собой. Но мне в итоге принесли семь отказов: на меня, жену и пятерых детей. Я порвал бумажки, им это не понравилось. Они мне сказали, что больше я сюда не заеду. Я сказал, что, если Грузии буду нужен, еще как заеду. В общем, уехал домой, написал своим работодателям о том, что меня не пускают. Они там приняли меры через своих знакомых и сказали мне заезжать. Я приехал спустя пять дней. Когда меня пропускали, оказалось, что по базе у меня стоит депорт, видимо, тогда поставили. Этот пункт из системы убрали. Мне сказали больше не выезжать, мол, мне сделают в Тбилиси вид на жительство, и потом проблем не будет. Хочу отметить, что, если раньше просто фотографировали документы и отправляли фотографии прям в мессенджерах (что странно, что Служба государственной безопасности общается между собой через мессенджеры), то с недавних пор стали фотографировать и людей. Это унизительно.
Темир
На протяжении тех пяти лет, что Темир проходил границу, существовал единственный кабинет – 111. И лишь недавно появился новый – 222.
В 111 рандомно отправляют русских и осетин, но там нет проблем, пропускают 99%, разговаривают минуту-две. 222 кабинет же грязный, прокуренный, обстановка сама по себе вызывает раздражение, заставляет нервничать, нет места сесть, все стоят в коридоре узком, душно, воду купить нельзя. Русские вообще все без проблем проходят, что отсеивает версию, что все эти проблемы начались из-за Украины. Кавказцы воюют, но они хотя бы воюют и с другой стороны, есть ичкерийские батальоны. Во время 2008-го такого на границе не происходило
Темир
Темир считает, что делается это намеренно – «кому-то выгодно настроить народы друг против друга». Изначально, когда началась волна отказов, уроженцы северокавказских республик списывали все на проведение «Недели достоинства» в Тбилиси. Поскольку тогда все дипмиссии потребовали обеспечить безопасность ЛГБТКИ+, а гипотетическое вмешательство «горячих кавказцев» могло сказаться на процессе получения Грузией статуса кандидата на вступление в ЕС.
Мы терпели эти отказы. Но они не закончились даже когда прошли все мероприятия. Можно было связать это с тем, что есть силы, которые хотят организовать в Грузии беспорядки руками горячих соседей, а потом ЕС увидит это и не присвоит статус. Мы это перетерпели, мы сами виноваты, такая у нас репутация. Но ведь до сих пор не пускают
Темир
Подозрительным он считает и молчание официальных российских СМИ.
Ни одни СМИ России об этом не говорят, ни одни власти республик не говорят. Ингуши вообще топят за то, что все замечательно. Были, говорят, проблемы только с людьми, у кого документы не в порядке. Это полная чушь. У всего региона непорядок с документами? Самый одиозный деятель Северного Кавказа Рамазан Кадыров молчит! Должен же был поднять шум?! Это очень подозрительно. Все это говорит о том, что это делается в сговоре с российской стороной и по ее указке
Темир
«Мы войну никому не объявляли»
ИСТОРИЯ 3
Исмаил – учитель математики. Его жена – преподаватель начальных классов. Грузию они открыли для себя в 2018 году, с тех пор ездили с семьей отдыхать. В конце мая супруги получили отказ во въезде.
На «Верхнем Ларсе» была большая очередь, мы потратили 13 часов, чтобы доехать до КПП Грузии. Моя жена пошла проходить регистрацию, но открыв паспорт моей жены, пограничник увидел место рождения – Чеченская Республика, и сразу же отправил ее в 111 кабинет (тогда в мае месяце был только один кабинет на всех). Я как водитель стоял в очереди для водителей. Полицейский шел вдоль колонны машин и смотрел номера. Увидев мои чеченские номера, он попросил мой паспорт.

Увидев место рождения г. Новосибирск, удивился и ушел с моим паспортом к окошку. Тот ему что-то объяснял, дальше они позвали старшего, объяснили ему ситуацию, старший забрал мой паспорт и подошел ко мне, сказав убрать машину из очереди и следовать за ним. Такое ощущение, как будто я преступник. В 111 кабинете сотрудник в гражданской одежде задавал вопросы: где мы живем, работаем, сколько у нас денег, куда и зачем едем, и где мы собираемся остановиться. Спустя 20 минут полицейский зачитал нам отказ.
Исмаил
Спустя ровно месяц после этого случая Исмаил с супругой решили повторить попытку и отправиться в Грузию. В этот раз их направили в новый 222 кабинет. После четырехчасового ожидания им вновь зачитали отказ.
До нас стоял автобус, который ехал в Стамбул транзитом, из Дагестана, там было пять жителей Чечни. Так вот, всех пассажиров пропустили, кроме этих пятерых.

Коротко о нас: одеты светски, бороды особо нет, учителя. Я даже в армии не служил. Не могу понять, в чем причина не пропускать нас.

С первых дней этой темы, я максимально пытался разобраться, в чем дело. Могу сказать так: не впускают жителей Чечни, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Примерно из 100 человек впускают 10. Причину и логику мы не смогли понять. Знаю, что внешний вид здесь роли не играет. Отправляют на допрос по месту рождения. У меня есть знакомые чеченцы, которые были рождены в других регионах, у них не было проблем с пересечением границы. Я думаю, если бы у меня на машине был регион не 95-й, меня бы пропустили. А причину понять мы не можем, изначально думали из-за войны в Украине, но мы же не отдельное государство… Мы войну никому не объявляли. Если бы эта версия была верной, тогда всех граждан РФ не пускали бы.
Исмаил
Обжалование
ИСТОРИЯ 4
Рамизу отказали во въезде 17 июня. Он ехал в Турцию транзитом через Грузию. Проблем прежде не возникало, Грузию Рамиз посещает с 2014 года. По его словам, теперь на границе происходит сегрегация и фильтрация людей по национальному признаку.
Если ты житель Северного Кавказа, готовься, что на 99% тебе откажут, хоть ты и транзитом. И самое обидное, в человеческом плане, что из всей толпы, которая проходит, именно вас, как террористов, забирают в кабинет, где нет человеческих условий. Такая проблема не только на Ларсе, она по всей стране. Если бы хотя бы нам сказали причину такого отношения к нам
Рамиз
Рамиз – один из тех, кто решил выяснить причину, обжаловав решение в МВД Грузии. Именно это зачитывающие отказ предлагают тем, кому он адресован. Но в ведомстве ему ничего нового не сказали.

Вот выдержка из письма МВД Грузии, которое нам предоставил Рамиз.
«При пересечении государственной границы Грузии граждане проверяются на соответствие с общепризнанными нормами и принципами международного права. Решение об отказе в пересечении государственной границы Грузии гражданином иностранного государства принимается в индивидуальном порядке уполномоченным работником, в том числе пограничником-контролером. В частности, в случае пересечения государственной границы Грузии каждым конкретным лицом, исходя из оценки совокупности имеющихся факторов и обстоятельств. Имеется в виду представленная субъектом документация, которая должна соответствовать цели поездки, заявленной гражданином иностранного государства, а также собеседование, проведенное уполномоченным сотрудником министерства, и другие меры».
Практически идентичный ответ пришел и из Секции интересов РФ при посольстве Швейцарии в Грузии.

Отказ с гражданством ЕС
ИСТОРИЯ 5
Юсуф и его семья – граждане Австрии. В июне они, как утверждают сами, стали жертвой расового профилирования в международном аэропорту Кутаиси. По его словам, пограничники стали задавать вопросы после того, как заметили, что местом рождения в паспортах родителей значится Махачкала.
Когда я передал паспорта, сверху были паспорта детей. Детям поставили печати, получается детей пропустили. Когда дело дошло до паспорта жены пограничник вдруг кого-то позвал. У детей местом рождения значится Вена, у нас с женой Махачкала. Это можно считать косвенным доказательством дискриминации по национальному признаку или, не знаю, по месту рождения.
Юсуф
Со слов Юсуфа, после этого пограничники стали требовать дополнительные документы.
Они попросили бронь гостиницы и обратный билет. Их не было. В Тбилиси я должен был встретиться с братом, мы собирались определиться с датой возвращения позже. Плюс я не знал, останусь первую ночь в Кутаиси или поеду прямо в Тбилиси. Опять же ждал брата, который ехал из Дагестана, дорога, как вы знаете, была временно закрыта. Я не мог предположить, что это станет проблемой, из-за которой меня с семерыми детьми и женой не пустят в Грузию. Потом я уже предлагал забронировать гостиницу, купить билеты. Но это же не гарантия, многие так делают, бронируют все, потом отменяют. Пограничники, впрочем, слушать не стали, быстро нас проводили. Буквально через 15-20 минут с начала проверки паспортов мы уже летели обратно.
Юсуф
По его словам, проблемы, с которыми при въезде в Грузию сталкиваются выходцы с Северного Кавказа, общеизвестны, поэтому до поездки он прошел консультацию в посольстве Грузии в Австрии.
До поездки я на всякий случай обратился в посольство Грузии в Вене, поговорил с женщиной, которая представилась консулом. Я сказал, что лечу вместе с семьей, сказал, что существует такая проблема [отказ выходцам из Северного Кавказа в пересечении границы] и никто не понимает в чем ее причина, спросил, может не стоит лететь. Дети маленькие все-таки. Она ответила, что c гражданством страны-члена ЕС я могу въехать в Грузию без визы и находиться там год.
Юсуф
Подозрения Юсуфа на то, что он и его семья подверглись дискриминационному отношению, подкрепляет тот факт, что гражданам западных стран практически гарантирован беспрепятственный въезд в Грузию.

SOVA обратились в посольства США и государств ЕС с соответствующим официальным запросом. В дипмиссиях ответили: жалоб со стороны их граждан в связи с ситуацией на границе зафиксировано не было.
SOVA также обратилась с официальным запросом в Погранслужбу Грузии, но ответа на вопрос, с чем связаны отказы во въезде лицам, связанным с Северным Кавказом, не получила. Нет ответа и от министерства по делам национальностей Кабардино-Балкарии. В министерстве по внешним связям, нацполитике, печати и информации Ингушетии мы спросили, поступали ли им жалобы на ситуацию на границе с Грузией, но ответа тоже не получили. Хотя ранее в интервью «Кавказскому узлу» представитель ведомства заявил, что подтвержденных случаев недопуска жителей Ингушетии через КПП нет. По его словам, связь с пересекшими границу гражданами позволяет говорить об отсутствии какого-либо отдельного подхода к жителям республики.

В группе «Иные причины», где обсуждается череда отказов, есть и уроженцы Северного Кавказа, которых пропустили без каких-либо проблем или же лишь с часовой задержкой. Но их количество, утверждают сами участники паблика, значительно меньше.
Нужен какой-то процент, чтобы сказать, мол, вот, мы же кого-то пропускаем.
Аноним
«Иные причины»
Многих проезжающих транзитом через Грузию впускают в страну с условием, что они покинут ее территорию в тот же день. Относительно без проблем удается пересечь границу туристическим группам. Один из собеседников SOVA связался с местной турфирмой. Группа, согласно полученному сообщению, беспроблемно въехала в страну.
Блогер YouTube-канала «Голос истины» Микаиль Daawah предполагает, что дело не в банальной исламофобии, а в управляемом «пророссийском марионеточном правительстве Иванишвили».
Видимо, это выполнение политического заказа. На данный момент кавказцы уготованы Кремлем на роль пушечного мяса в украинской мясорубке. И по мнению властей, негоже им отправляться в другие страны, избегая участия в войне
Микаиль Daawah
YouTube-канал «Голос истины»
То, что приказ есть, подтверждается и в видео, представленном нам одним из респондентов. На нем грузинский пограничник объясняет уроженцу Чечни отказ в допуске «приказом».
– Причину я сам не знаю. Вопрос здесь не решается. Обжалуйте это в МВД. <…> Тебя не пропускаем. Приказ такой, не пропускать.

– Чеченцев не пропускать?

– Нет, чеченцев много пропускаем. Приказ тебя не пропускать.
Источник SOVA, работающий пограничником на КПП «Казбеги-Верхний Ларс», отвечать на вопрос, с какого момента и по какой причине на границе заработал 222 кабинет, не стал. Сославшись на то, что это «сенситивная тема».

В негласный стоп-лист попали не только жители северокавказских республик. В Грузию в последнее время – особенно после начала войны в Украине – не впускают или с трудом впускают российских оппозиционеров и критических журналистов. И это фоне того, что тысячи россиян беспрепятственно пересекают границу.

Наблюдатели говорят о потере Грузией статуса самого безопасного места на Кавказе. Хотя запросов на соискание убежища меньше не становится. По данным за первый и второй кварталы 2022 года, соответствующие заявления уже подали 54 гражданина России. При этом ровно 54 запроса поступило за весь 2021 год.
Правовая сторона вопроса
Юрист «Центра обучения и мониторинга прав человека» (EMC) Тамта Микеладзе по просьбе SOVA ознакомилась со случаями отказов во въезде в Грузию. По ее словам, поверхностное изучение вопроса дает основания говорить о дискриминационном отношении, но для утверждения нужно больше информации.
Важно знать, задаются ли во время допроса вопросы, указывающие на специфику происхождения этих людей. Нужно проанализировать разницу в отказах русским из региона и нерусским из того же региона. И то, есть ли тенденция роста количества отказов.
Тамта Микеладзе
Центр обучения и мониторинга прав человека
По ее словам, процедуры при пересечении границы в Грузии в принципе являются достаточно произвольными. Закон позволяет отказывать иностранцам во въезде по «иным причинам».
Но что подразумевают эти причины, как показывает практика, часто остается туманным. И этим подпунктом пользуются правоохранительные органы, применяя его к своим т. н. спискам, которые составлены ими, в том числе, Службой госбезопасности. То есть, в отношении конкретных людей действует запрет на въезд в Грузию. Но мы не знаем, по каким процедурам и стандартам люди попадают в эти списки и впоследствии оттуда вычеркиваются.
Тамта Микеладзе
Центр обучения и мониторинга прав человека
По словам Микеладзе, сами регуляции и нормы пересечения границы в грузинском законодательстве подразумевают большие риски принятия самовольных решений. И, возможно, дискриминационными методами.
За отказом часто могут стоять политические интересы. Например, лояльность к политическим режимам и пр. Но профайлинг и проверка на почве маркеров уже вызывает подозрения о дискриминационном подходе. Чтобы окончательно оценить это, нужно проследить количество отказов и определить, высок ли показатель. Хотя, если инфраструктурно существуют подобные подразделения [отдельные кабинеты], это уже подразумевает под собой дискриминацию. Какое должно быть у государства оправдание, что оно инфраструктурно проверяет кавказцев другими путями в отличие, например, от русских? Аргументировать это государству на бумаге будет очень сложно. Поэтому такая практика и такое разделение вызывает подозрение о дискриминации.
Тамта Микеладзе
Центр обучения и мониторинга прав человека
В 2010 году третий президент Грузии Михаил Саакашвили с трибуны Генассамблеи ООН провозгласил: в человеческом и культурном плане не существует разделения между Южным и Северным Кавказом. Воплощать в жизнь политику «единого Кавказа» тогда начали с отмены виз для российских граждан северокавказских республик. В 2012-м визы отменили уже для всех россиян.

Но сегодня именно уроженцев Северного Кавказа чаще всего разворачивают на границе, объясняя отказ во въезде «иными причинами».

© Все права защищены
info@sova.news
Made on
Tilda